Изменения в трудовой кодекс РФ, вступающие в силу с 1 января 2014 года
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №421-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), расширяющие регулирование признание фактического возникновения трудовых отношений.
Новеллой является введение термина «личный труд» как определяющий признак возникновения отношений, которые могут быть признаны трудовыми. Термин отражает один из признаков трудовых отношений - личное выполнение трудовой функции.
Статьей 15 ТК РФ теперь установлен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, а в статью 16 ТК РФ введено новое основание возникновения трудовых отношений - признание отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми.
В новой редакции статья 11 ТК РФ предусматривает, что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. При этом введена новая статья 19.1., устанавливающая, в том числе порядок признания отношений трудовыми. Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;
судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Представляется уникальной норма статьи 19.1. ТК РФ, предоставляющая судам рекомендации, при рассмотрении дел о признании отношений трудовыми. Если ранее суды зачастую принимали позицию работника как наименее защищенного субъекта правоотношений, руководствуясь сложившейся практикой, то теперь такой расклад сил ТК закреплен нормой права: «неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений». Работодателям во избежание создания у судов «непреодолимых сомнений» предпочтительно пересмотреть порядок заключения и содержание гражданско-правовых договоров с исполнителями:
- не знакомить исполнителя с локальными нормативными актами;
- исключить любые ссылки на правила внутреннего трудового распорядка, а главное - саму обязанность выполнять ПВТР;
- исключить подчинение режиму рабочего времени, обратить контроль на качество выполнения;
- исключить любое упоминание должности, ссылки на штатное расписание и трудовую функцию;
-
оплата должна быть прописана как вознаграждение за определенные действия, услуги, но не за процесс трудовой деятельности, установить оплату по акту;
желательно указывать, что оказание услуги может быть поручено исполнителем третьим лицам – субподрядчикам (возможно, предусмотреть предварительное уведомление компании);
- исключить терминологию трудового права (работник, работодатель, трудовая функция и т.д.).
Еще одна часть изменений касается фактического допущения работника к работе. Статьей 18 установлен запрет на фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя. При этом обратить внимание стоит именно на вторую часть нормы – допустить до работы имеет право только уполномоченный представитель работодателя. Это же отражено и в норме, устанавливающий возникновение трудовых отношений: трудовые отношения возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По нашему мнению, в данном случае закон направлен на защиту интересов работодателя. Теперь могут быть минимизированы негативные последствия для работодателя в виде обязательного признания трудовых отношений при недобросовестных действиях отдельных работников, осуществивших самовольный найм персонала. Для этого введена статья 67.1 ТК РФ, которая дает работодателю право, во-первых, не признавать трудовые отношения, а во-вторых, привлечь недобросовестного работника к ответственности, в том числе материальной.
Вместе с тем, в отношении допуска к работе введен и новый состав административного правонарушения. Так с 01.01.2015 года статья 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо общего состава «нарушение трудового законодательства» будет содержать:
- Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) - наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
За повторные нарушения - наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.