О практике по делам о помещении иностранцев
В связи с обращением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2010 - 2015 гг. дел о:
- помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;
- о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).
Иностранные граждане, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Такие лица содержатся в специальных учреждениях до исполнения приказа о депортации. Согласно ФЗ 115 « О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется миграционными органами. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения иностранного гражданина, в такое учреждение по решению руководителя уполномоченного органа в сфере миграции или его заместителя.
Иностранный гражданин может быть удержан на срок более 48 часов исключительно на основании решения суда.
В судебной практике встречаются прецеденты помещения иностранного гражданина в специальное учреждение на срок от 48 часов до нескольких суток при наличии авиабилета на определенную дату для убытия за пределы Российской Федерации.
В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ (деле КАС РФ) введено новое правовое регулирование, которым предусмотрена обязанность уполномоченного органа в сфере миграции указать в административном исковом заявлении конкретный срок пребывания лица в специальном учреждении, а также привести мотивы целесообразности установления такого срока.
Аналогичная обязанность процессуальным законом возлагается и на суд, который в своем решении должен определить и обосновать конкретный срок нахождения иностранного гражданина в специальном учреждении. При этом суд не связан доводами, изложенными в административном исковом заявлении и вправе, с учетом обстоятельств дела и личности административного ответчика, установить более длительный или более короткий срок, либо, при отсутствии достаточных доказательств необходимости помещения лица в специальное учреждение или продления срока его содержания в таком учреждении, отказать в удовлетворении требований уполномоченного органа.
Так, в зависимости от конкретных обстоятельств дела срок пребывания лица в специальном учреждении составлял от одного до трех месяцев со дня вынесения судом решения. Но также в судебной практике встречаются прецеденты, когда суд посчитал достаточным нахождение иностранного гражданина в указанном учреждении в течение 3 дней.
При решении вопроса о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении судами также учитываются длительность нахождения в таком учреждении, а также достаточность и эффективность мер, принимаемых уполномоченным органом для осуществления процедуры депортации.
Следует отметить, что в ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не установлен предельный срок нахождения лица в специальном учреждении, в связи, с чем у судов возникают затруднения в решении этого вопроса. В большинстве случаев суды считали разумным помещение лиц в специальное учреждение на срок не более 3 месяцев.
В соответствии с частью 5 статьи 266 КАС РФ иностранным гражданином суду должны быть представлены документы, подтверждающие личность такого гражданина, а при их отсутствии – заключение миграционного органа об установлении его личности, подготовленное в соответствии с федеральным законом.
Уполномоченный орган в сфере миграции при взаимодействии с консульскими учреждениями иностранных государств также имеет возможность установить гражданскую принадлежность лица, в том числе если указанные сведения им скрывались. Вместе с тем, сложности при установлении государственной принадлежности иностранных граждан и лиц без гражданства в ряде случаев приводят к увеличению срока пребывания таких граждан в специальном учреждении на 1 год и более.
Необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о реадмиссии компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.
Например, пунктом 3 статьи и 5 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии» установлено, что центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны в течение 30 календарных дней с даты получения запроса о реадмиссии в отношении граждан государства запрашиваемой Стороны, граждан третьих государств или лиц без гражданства, дает согласие на прием или мотивированный отказ в приеме. При наличии обстоятельств юридического или фактического характера, препятствующих своевременному ответу на запрос о реадмиссии, сроки ответа на основании мотивированного обращения запрашиваемой Стороны продлеваются до 60 календарных дней.
При рассмотрении апелляционных жалоб на решения по анализируемой категории дел у судов возникали вопросы, связанные с необходимостью обязательного участия административного ответчика в суде апелляционной инстанции.
В силу части 3 статьи 268 КАС РФ административное дело о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении рассматривается с участием этого иностранного гражданина.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ. Однако каких-либо особенностей при рассмотрении данных дел в суде апелляционной инстанции Кодекс не устанавливает.
В связи с этим апелляционная жалоба по делу о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания может быть рассмотрена в отсутствие административного ответчика.
В отдельных случаях при наличии технической возможности участие иностранного гражданина в судебном заседании суда апелляционной инстанции может быть обеспечено посредством использования систем видеоконференц-связи (статья 142 КАС РФ).